View settings

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В белорусской сборной по велогонкам на треке он является главным многоборцем. Его дебют на взрослом чемпионате мира состоялся в 2013-м на родном велодроме «Минск-Арены». Он был совсем юным, 18-летним, и ещё не очень уютно чувствовал себя в элитной группе. Но с тех пор в омниуме на всех топ-турнирах именно Роман ТИШКОВ представляет нашу страну. На тех же планетарных форумах он уже не раз финишировал в шестёрке сильнейших. А на этапах Кубка мира в прошлом году в Новой Зеландии достучался и до пьедестала почёта. По итогам же всего предпоследнего кубкового розыгрыша благодаря стабильному выступлению на всех стартах впервые в карьере замкнул тройку сильнейших.

 

И на большинстве турниров двухлетней олимпийской квалификации  в этой сложнейшей дисциплине выступал Тишков, таким образом, внесший львиную долю в национальный олимпийский рейтинг, по итогам которого распределялись лицензии в Токио. Всего их на кону стояло 20. А к заключительному старту – прошедшему в начале марта чемпионату мира в Берлине Беларусь располагалась на 12-й строчке, то есть почти гарантировала себе допуск на Игры. В Германии Роман нацеливался на 4-10-е место, а довольствовался только 19-м и… сломанной челюстью. Об этом и не только наш разговор со спортсменом, который мы начали  с вопроса о недавнем велопробеге, посвящённом Всемирному дню велосипеда.

-- На мой взгляд, подобные мероприятия нужны для развития и популяризации велоспорта. Особенно, если и газеты, телевидение их освещают. Уверен, если бы не пандемия коронавируса, оно было бы ещё более масштабным: Белорусская федерация велоспорта наверняка организовала бы ещё более массовый пробег с участием не только гонщиков национальной сборной, но и любителей, которые всегда охотно откликаются на такие инициативы. Хотя и сейчас без гостей не обошлось. Вместе с нами проехал  даже Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Республике Беларусь Назаргулы Шагулыев. С подачи представителей именно этой страны три года назад Генеральная Ассамблея ООН  учредила этот праздник. Его, кстати, вполне можно совместить с полюбившимся многим минчанам фестивалем «Viva Ровар».

 

Возможность перевести дыхание

-- В силу обстоятельств вам перенос Олимпиады оказался на руку?

-- Да, ведь травмы, полученные в начале марта на чемпионате мира в Берлине, внесли коррективы в подготовку. Да и, признаться, после довольно длинной олимпийской квалификации чувствовал и физическую, и моральную усталость. Поэтому рад, что появилась возможность перевести дыхание, спокойно подлечиться и затем с чистой головой и новыми силами возобновить серьёзную работу.

-- По возвращении из Германии вам вроде рекомендовали на две недели лечь в больницу?

-- Да, поскольку и грудную клетку в завале повредил, и, как уже дома выяснилось, сломал челюсть, которую врачи и хотели лечить в стационаре. Но поскольку к тому моменту уже начиналась эпидемия  коронавируса, я отказался под собственную ответственность. Да и Олимпиаду тогда ещё не отменили. А если б мне шунировали челюсть, пришлось бы не меньше двух недель ограничиваться только жидкой пищей, что грозило потерей веса до десяти килограммов, а, значит, и спортивной формы. Набрать же нужные кондиции к июлю наверняка бы не успел. Поэтому старался просто придерживаться рекомендаций врачей – аккуратно есть мягкую и измельчённую пищу и поменьше говорить. Что же касается грудной клетки, то МРТ ничего серьёзного не выявила, а только ушиб, который лечил токами, другими процедурами. Совсем не тренировался всего неделю, которая и была запланирована для отдыха. И сейчас  уже восстановился.

Вспоминая с содроганием

-- На чемпионате мира омниум у вас сразу как-то не заладился. Допускали, что в скрэтче, который не однажды выигрывали, финишируете лишь 21-м?

-- В этом виде всё возможно. Вообще самочувствие было хорошее. Но меня подвела тактическая ошибка: пропустив атаку уже на заключительной части,  я рискнул -- в одиночку закрыл просвет. А скорости были очень высокие, почему к финишу не успел восстановиться и перебраться вперёд. Но, проанализировав свои показатели мощности, убедился, что подошёл к чемпионату в неплохой форме. И, значит, выбрав правильную тактику в следующих дисциплинах многоборья, можно было исправить ситуацию. Но падение в темпо гонке перечеркнуло все планы и надежды.

-- Вспоминаете его с содроганием?

-- Признаться, да. Потому что поначалу думал, что и колено травмировал, но, к счастью, обошлось. Увы, от завалов в нашем виде никто не застрахован. Потому что скорости, как уже говорил, зашкаливают. В данном случае в группе неудачно вильнули, американец резко поднялся вверх, и меня уложил. Как и обычно, я сразу попытался подняться. Но из-за того, что сильно ударился грудной клеткой, начал задыхаться. Пришлось сесть и ждать, пока отпустит. Ощущения были, как в Гонконге, когда рёбра сломал. Поэтому испугался, что на этом выступление закончу. Но немного отдышался и понял, что могу продолжить борьбу, по крайней мере, доехать гонку, а там – будет видно. Правда, в случае форс-мажора нам даётся четыре нейтральных круга, а я влился в группу на пятом и один мне засчитали с минусом.

-- Завалив второй вид подряд, каково было собраться на третий – коварную гонку с выбыванием?

-- Очень непросто, ведь и дышать полной грудью не мог, что ещё больше осложняло ситуацию. На ощупь перелома вроде не было, поэтому решил продолжить борьбу. Потерпев, ещё неплохой результат показал --  12-й. Перед групповой гонкой занимал 19-е место и важно было не упустить лицензию в Токио. Несмотря на имевшийся задел, старался контролировать основных соперников по отбору на Игры – представителей Канады, Мексики, Польши, в Олимпийском рейтинге располагавшихся за нами. Даже не лучшее состояние  позволило это сделать. А улучшить свою позицию в этом омниуме, увы, не удалось.

Конкурент не даст  расслабиться

-- От мэдисона назавтра вам пришлось отказаться. Расстроились?

-- Конечно. Но мне очень больно было передавать смену толканием. И я понимал, что на скорости мог завалить своего партнёра – Женю Королька, заехав под него рулём. А это было бы минус два гонщика. Уже в омниуме любой резкий рывок сопровождался для меня сильной болью. Но надеялся, что за ночь немного полегчает, обезболивающее выпью и выйду на старт. Только к утру, напротив, состояние значительно ухудшилось. Поэтому и пришлось сняться с парной гонки.

-- За право представлять страну на Играх в омниуме вам ещё предстоит побороться с Корольком…

-- Да, у нас разработаны критерии отбора. Поскольку почти все международные старты отменили, думаю, они несколько изменятся. Вообще это хорошо, что есть такой серьёзный конкурент. Он точно не позволит расслабиться. Выступать же на Олимпиаде должен сильнейший.

-- Буквально на днях россияне объявили о проведении четырёх турниров на треке. В каких-то из них будете участвовать?

-- Международный календарь мы пока не обсуждали, нам сообщили только о предстоящих в июле белорусских гонках на шоссе. Но, думаю, если границы откроют, может, не во всех, а в одном-двух трековых российских соревнованиях тоже примем участие. Признаться, уже соскучился по стартам. За несколько месяцев у нас только один на ваттбайках провели. По итогам четырёх тестов я третьим стал, а выиграл Денис Мазур из Бреста. В принципе, для начального уровня подготовки  у меня были нормальные показатели. А для пика формы они должны быть повыше.

-- Буквально на днях у вас завершился тренировочный сбор в Раубичах?

-- Мы впервые проводили его на этой базе. И мне очень понравились условия на комплексе. И залы для ОФП есть, и условия для проживания хорошие, кормят неплохо. Даже выезд на трассу очень удобный – не нужно по городу, по светофорам выбираться, сразу за комплексом – спокойная дорога.

-- Сейчас дома?

-- Да, после сбора нам дали разгрузочную неделю. Мы всё равно работаем по плану, но самостоятельно, делая по одной тренировке в день. А с 10 июня у нас очередной сбор на треке, будем готовиться к внутренним соревнованиям – первенству РЦОП в неолимпийских дисциплинах, которое запланировано на 19-23 июня. В июле в Мозыре пройдёт шоссейный чемпионат страны. Пока же есть возможность, стараюсь больше времени уделить сыну и занимаюсь ремонтом в квартире, до чего прежде руки не доходили.