Татьяна Шаракова: от теста откажемся

Лидер белорусской сборной по велогонкам на треке — чемпионка мира-2011 и неоднократный призёр европейских форумов Татьяна ШАРАКОВА, являющаяся обладательницей олимпийской лицензии, на недавнем международном турнире «Гран-при Минска» выступала на загрузке.

И тем не менее одержала уверенную победу. В трёх из шести дисциплин — гонке с выбыванием, летучем круге и групповой гонке — по очкам она показала лучший результат, в последней не оставив соперницам ни малейших шансов. Кроме того, что Татьяна выиграла шесть из десяти промежуточных финишей, так и оказалась единственной, кому удалось «нарисовать» круг преимущества. В итоге ученица Любови Немковой опередила ближайшую многоборку на 45 очков. Но начали мы разговор с Татьяной с другой её майской победы — одержанной в шоссейной гонке в Италии.

— Это была местная однодневка, проводившаяся в открытом формате. В ней участвовали команды, которые не заявились на международные гонки. Правда, по регламенту к ней допускались не больше трёх иностранных дружин. Таковые уже были определены. Да и вообще заявка закрыта, поскольку свободных мест не осталось. Поэтому пришлось прибегать к помощи итальянцев, с которыми пересекались на тренировках. Они попросили команду «Астана», чтобы та не привозила одну иностранку. Только благодаря этому я смогла выступить. Представляла, разумеется, клуб «Минск». На старт, кстати, вышли 156 человек из 189 заявленных.

Это была равнинная гонка, проводившаяся на 6-километровом круге, проложенном по типичным узким итальянским дорожкам между виноградников с 700-метровой финишной прямой. Она получилась очень скоростной. В одиночку бороться с мощными командами, отдельные из которых, как, к примеру, местная Fassa Bortolo, заявили по 13 человек, было очень непросто. Да и не нуждающаяся в представлении BePink, за которую выступает наша Ксюша Тугай, привезла шесть спортсменок. На узкой дороге они сразу вырвались вперёд, позволив уехать троим своим гонщицам. В том числе и мне пришлось немало потрудиться, чтобы догнать их. Позже образовался другой отрыв из восьми человек, к которым я с одной девочкой смогла переложиться. Этой десяткой мы и доехали. Естественно, итальянки пытались меня «разбирать». Но не тут-то было. Финиш был под меня, поэтому свой шанс не упустила.

— Для вас это была вроде уже вторая гонка на Апеннинах?

— Да. Первую я проехала в самом начале сбора, который не впервые проводили в регионе Бергамо в небольшом городе Велонго возле озера Изео. Она проходила на горном рельефе, к которому после плоских белорусских дорог сразу непросто адаптироваться. Мне она очень тяжело далась. Поэтому 14-м местом осталась довольна. Тем более что наша группа, преследовавшая уехавшую украинку Татьяну Рябченко из команды Bianchi, только на последнем километре на подъёме развалилась, и я немного отстала.

— Почему предпочитаете готовиться именно в этом регионе?

— На мой взгляд, Велонго — идеальное место для силового сбора. Прежде всего, там выбор трасс на любой вкус: и равнинные, и горные, и слабопересечённые. Кроме того, в его окрестностях живёт много известных профессиональных гонщиков, в том числе наша Алёна Омелюсик, с которой частенько объединялись. Какие-то тренировки от начала и до конца вместе доезжали, на других только половину, а затем она отрабатывала свои отрезки, а я — свои. Нередко примыкали к «Русвело», другим гонщикам. Там не проблема найти сильную компанию, нужно только выехать на дорогу, где не одну группу встретишь. Это и интересно, и плодотворно. В последние дни я тренировалась с россиянином Иваном Савицким, который сейчас едет «Джиро».

Пока мы преимущественно набирали объём и развивали силовой компонент, работая в горах, в тренажёрном зале и много прыгая. Если сейчас нам приобретут ватт-байк, то и на нём сможем отрабатывать отрезки для гитов, которые пока остаются ахиллесовой пятой.

В концовке чуть-чуть раскатились под «Гран-при Минска», но о максимальных кондициях речь пока не идёт. На домашнем турнире я ехала под загрузкой, потому как на пик формы выходить ещё слишком рано. Конечно, выступать перед родными трибунами — это большая ответственность. Но главная цель нынче — Олимпийские игры в Рио, под которые вся работа и строится. А всё остальное лишь этап подготовки к ним.

— Подтягивать гит и летучий круг собираетесь самостоятельно?

— Да, с Любовью Семёновной Немковой. Желательно, конечно, чтобы для спарринга к моей группе подключили кого-то из ребят. Но все они сейчас готовятся к молодёжному первенству Европы, где рассчитывают бороться за пьедестал, поэтому не знаю, насколько это возможно. Вырывать же их из своей подготовки, наверное, неправильно. А с теми, кто слабее меня, нет смысла работать.

— В ходе розыгрыша Кубка мира вашим спарринг-партнёром вроде являлся чемпион мира Александр Лисовский?

— Да, Саша мне действительно помогал, и существенно. Сейчас мы ведём с ним переговоры о продолжении сотрудничества. Если он согласится работать со мной до Олимпиады, это будет большим плюсом. Но проблема в том, что Саша не входит в состав сборной, а значит, должен зарабатывать средства на жизнь в другом месте. Может быть, ребята из клуба «Минск», которые едут гиты приблизительно на моём уровне, помогут. Будем просить их об этом.

— На кубковых этапах в последнее время у вас не очень получался скрэтч, который раньше считался одной из «коронок». Чем это можно объяснить?

— Это групповая гонка с одним финишем, которая требует и взрывной силы, и массы тела побольше. А у меня вес постоянно падает, я пытаюсь его хотя бы чуть-чуть набрать и удержать. В оставшееся время и работе над тактикой собираемся уделить больше внимания.

— А в групповой гонке по очкам на чемпионате мира в Лондоне сознательно не активничали?

— Дело в том, что незадолго до него я получила травму — на одной из тренировок надорвала мышцу, из-за чего полторы недели выпали. Я вообще на ногу стать не могла. Хорошо ещё, врач российской команды «Русвело» помог, к которому обратилась в связи с тем, что наш доктор подъехал позже, да он почти и не работал со мной, а преимущественно с девчатами из командной гонки, у которых сложилась непростая ситуация с отбором на Олимпиаду. Когда вернулась к тренировкам, вынуждена была ограничиваться велосипедом, а от силовой работы в тренажёрном зале и прыжков — отказаться. Поэтому в Лондоне речь о борьбе за результат не шла. Главное было доехать омниум до конца и сохранить лицензию.

— Травму полностью залечили?

— Слава Богу, да. Нога уже не тревожит. И УЗИ подтвердило, что всё в порядке.

— Где будете проводить заключительный этап подготовки?

— В ближайшее время у меня запланированы два трековых турнира — памяти Лесникова в России и второй — в Литве. В Паневежисе поеду омниум, а в Москве его в программе нет, поэтому буду стартовать в скрэтче, групповой гонке и с выбыванием, а также поеду со спринтерами гит на 500 м. Затем отправлюсь на среднегорный сбор опять же в Италию, только в Ливиньо.

— С инвентарём нет проблем?

— Ещё не всё получила. Жду, когда придут специальный тренажёр и гоночный велосипед Look. Оплата прошла, но французы почему-то задерживают поставку. Я не хочу менять марку, поскольку при моём небольшом росте сложно подобрать раму нужных параметров. А эта фирма как раз начала выпускать ещё меньшую модель.

— А саму посадку после приезда немецкого аэродинамиста Александра Бауэра удалось усовершенствовать?

— Нет, я не стала работать с ним. В ходе первого приезда в Минск Александр, правда, всё мне выставил, но я вернулась к прежним параметрам, поскольку считаю их для себя идеальными.

— Насколько важно для вас участие в тест-соревнованиях в Рио?

— Заранее опробовать олимпийский овал, посмотреть, какие там виражи и уклоны, было бы, конечно, желательно. Но поскольку турнир переносился и в итоге пройдёт за месяц до главных стартов четырёхлетия, мы откажемся от него. Во-первых, за столь короткий срок дважды проходить акклиматизацию слишком рискованно. Да и терять время не хочется. Думаю, большинство соперниц тоже откажутся от этих стартов. Будем знакомиться с ареной уже в ходе официальных тренировок на самих Играх. Полетим в Рио буквально за два дня до соревнований. Во-первых, чтобы не попасть в акклиматизационную яму. Во-вторых, из-за жары там нет возможности нормально тренироваться. Лучше мы на «Минск-Арене» последние дни поработаем.

Елена ДАНИЛЬЧЕНКО, Спортивная панорама