Александр Винокуров: «Велоспорт — это не игра на PlayStation, и сезон на сезон не приходится»

У "Астаны" нынешний год с самого начала складывается непросто - сначала была история с лицензией, на "Тур де Франс" не удалось защитить титул и пришлось разбираться с МРСС (Движение за чистый велоспорт) относительно уровня кортизола Ларса Бома, а на последнем Гранд-туре случилась дисквалификация Винченцо Нибали.

В интервью агентству «Р-Спорт» генеральный менеджер «Астаны» Александр Винокуров рассказывает, почему даже в этих обстоятельствах он не считает сезон худшим за все время существования команды, объясняет, чем примечательна трасса на Играх в Рио, а также обещает не вступать в перепалку с Олегом Тиньковым в соцсетях.

— Конечно, я не могу говорить за все десять сезонов существования команды — я только третий год генеральный менеджер, до этого был гонщиком — но все-таки не считаю этот сезон самым сложным! Помню тот же 2011 год, когда я упал на «Тур де Франс». Тот сезон был для команды, можно сказать, вообще провальным, — говорит Винокуров. — Да, в этом сезоне мы пока еще не выиграли Гранд-тура, но их всего три в году. Наши болельщики привыкли, что мы выигрываем минимум один из Гранд-туров каждый год. В 2013-м мы выиграли «Джиро д’Италия», были вторыми на «Вуэльте», в 2014-м (Фабио) Ару себя прекрасно показал, заняв третье место на «Джиро», Нибали одержал красивую победу на «Тур де Франс», а на «Вуэльте» Ару вновь порадовал, заняв 5-е место. Конечно, все привыкли к нашим победам, поэтому, когда где-то не получается, сразу кажется, что это провал.

В этом году, я считаю, что мы показали достойную борьбу на «Джиро»: мы доминировали, было пять побед на этапах, второе и третье место в личном зачете, в командном зачете одержали победу. Да, хотелось выступить лучше, подтвердить «желтую майку» на «Тур де Франс», но это спорт, не всегда получается, как хотелось бы! Вроде и готовились как обычно, но чего-то не хватило. 

— Самый тяжелый момент в этом сезоне, каким он был? 
— Тут можно отметить недавний старт «Вуэльты». Мы привезли сильнейший состав, но вдруг случается падение двух наших капитанов на первом же этапе и дисквалификация, которая за этим последовала. Да, мы нарушили правила, но, как сказал (менеджер команды Джузеппе) Мартинелли, на месте (Александра) Шефера, наверное, каждый спортивный директор поступил бы так же. Нибали ни в коем случае не цеплялся за машину, был подвоз за бачок, Шефер протянул его немного больше, чем это обычно бывает у всех. Из-за чего оба и были дисквалифицированы. Нарушение было, но наказание, я считаю, было очень суровое. Правила есть правила, поэтому оправдываться не приходится, но стоит отметить, что и правила, получается, тоже разные. Если на «Тур де Франс» при таком же массовом завале директор гонки принимает решение приостановить этап, то здесь в аналогичной ситуации такого решения не было. Поэтому и приходилось спасаться всем, кто как может... Была потеря контроля над ситуацией у Шефера, и как следствие такого стресса, он немного нарушил правила. Но буквально на следующий день мы видели аналогичную ситуацию с финишером из Cofidis Насером Буанни, но ему дали только штраф, и он остался в гонке... Двойные стандарты?

— Что можете занести себе в актив по ходу этого сезона?
— Мы одержали уже около двадцати побед. Но главная удача для нас — это, наверное, победа нашего казахстанского гонщика Алексея Луценко на одном из этапов «Тура Швейцарии», где он уехал от всех соперников. Наша молодежь растет, и это больше всего радует. Они заезжают близко. Поэтому нельзя сказать, что и удачных моментов не было, даже если пока нет победы на одном из Гранд-туров... А ведь «Вуэльта» еще не закончилась — уверен, Ару еще сможет себя там показать, он боец! И даже если у нас сейчас минус два человека, команда все равно будет сражаться. 

— Что, по-вашему, не позволило Нибали выступить в этом сезоне удачнее, чем это в итоге получилось?
— Винченцо приехал на «Вуэльту» и был готов сражаться за красную майку, но нас снова ждала неудача. Это явно не лучший сезон для Винченцо, но такое бывает у всех больших чемпионов. Вспомните хотя бы Фрума в прошлом году: он сошел с «Тур де Франс», приехал на «Вуэльту», но и там не смог победить, заняв лишь второе место. Поэтому это спорт, они не роботы, и это не PlayStation, в спорте такое бывает. Но все равно, конечно, предстоит все взвесить в конце сезона уже с тренерами, которые непосредственно писали программу, с директорами, которые отвечают за Винченцо. На основании всего этого мы будем делать выводы и уже выстраивать новые планы на будущий год, с учетом всех этих данных.

— Это первый сезон Ларса Бома в вашей команде. Многие скептически отнеслись к этому переходу. Этот трансфер оправдал себя?
— В начале сезона он ехал неплохо, видели мы и команду на «Фландрии», опять же, с Алексеем Луценко и Бомом впереди, на «Рубэ» команда за всю свою историю впервые финишировала впереди, раньше у нас никогда не было людей, которые заезжали бы там в первой десятке. Очень важно, что, глядя на него, подтягивается и наша молодежь — тот же (Руслан) Тлеубаев, тот же (Дмитрий) Груздев. На «Тур де Франс», конечно, хотелось бы от него большего, но, к сожалению, он заболел. Опять же, уже после «Тура» он выиграл первый этап на «Туре Дании», пусть это и не его уровень, конечно, но первая победа в составе команды все же была. Посмотрим на него еще и на чемпионате мира, где он будет также представлять «Астану» в командной гонке.

— Как «Астана» в этом году будет действовать на рынке? Кого хотелось бы подписать?
— Как известно, от нас в этом году уходит (Микель) Ланда, уходит (Рейн) Таарамяэ, пока мы ведем переговоры с тем же (Микеле) Скарпони, узнаем, останется он или нет. Ведем переговоры с одним из помощников на классики для Бома и ищем еще одного «горняка». В принципе, команда у нас укомплектована. Возможно, возьмем еще кого-нибудь из казахстанских гонщиков, но это будет определено после «Тура Алматы».

— Как финансовая ситуация в Казахстане влияет на текущее положение дел в команде? Придется ли экономить больше, чем в прошлом году?
— В прошлом году мы уже сократили бюджет на 20% и поэтому стараемся экономить на всем. В этом году, наверное, будет то же самое. Экономим, насколько это возможно. Да, ситуация неблагоприятная, но будем выживать, будем доказывать — победами и результатами. Я считаю, что благодаря существованию команды и молодежь в Казахстане все больше подтягивается в велоспорт. Ведь мы регулярно привозим сюда наших лидеров: и Ару, и Нибали — проводим встречи, мастер-классы, велопробеги. Конечно, ребята, глядя на таких чемпионов, на наших казахстанцев в команде, тоже тянутся к спорту, стараются быть похожими на этих ребят. Я считаю это правильным направлением. Поэтому я также считаю, что и вложения в команду мы оправдываем полностью, в том числе и за счет рекламы нашей столицы и нашего президентского клуба «Астана», частью которого мы являемся.

— Какие задачи ставятся перед командой в оставшихся гонках сезона?
— Прежде всего, «Вуэльта» в самом разгаре, и мы ждем результатов от Фабио Ару там. Надеемся, что он сможет финишировать в тройке лучших. Есть еще второй состав, где едут казахстанские гонщики с лидером Алексеем Луценко, которые каждые ближайшие выходные будут стартовать на классиках — сначала во Франции, потом в Канаде. Затем их ждет чемпионат мира, командная гонка 20-го числа, потом групповая гонка, где наши ребята, несмотря на то, что у нас всего три лицензии, надеюсь, смогут во главе с Луценко побороться за хорошие места. Затем нас ожидает домашняя гонка «Тур Алма-Аты», а потом и «Тур Хайнаня» в Китае, где команда поедет уже чисто казахстанским составом, и такие ребята, как Руслан Тлеубаев, Арман Камышев, Бахтияр Кожатаев смогут показать себя и побороться за победу на этой гонке.

— В Лондоне вы выиграли групповую гонку. Что можете сказать о трассе в Рио? 
— Я побывал там еще в феврале, мы изучали трассу, смотрели. Трасса очень сложная, на прошлой неделе там как раз была гонка, где французы доминировали. Это, конечно, намного сложнее, чем было в Лондоне — трасса чисто под «горняков». У нас пока две лицензии, доедем до конца сезона, получим эти лицензии и будем уже решать, кого и как из наших ребят мы будем готовить. Конечно, будет нелегко, но будем бороться. На осмотр трассы в ближайшее время больше не поедем, теперь уже, наверное, ее увидим только на самой Олимпиаде. Но еще раз повторюсь, трасса очень тяжелая, по кругам, и даже индивидуальная гонка очень сложная, техническая, поэтому там будут побеждать, я думаю, «горняки». Ну что ж, будем надеяться и готовить к этому старту Алексея.

— «Астана» — команда для Казахстана особенная. Какие задачи ставятся перед ней относительно сборной?
— Команда особенная — это да. Десятый сезон в «обойме». Надо поблагодарить, конечно, за это нашего президента, за его поддержку, он очень большое внимание уделяет развитию спорта в Казахстане, а также поблагодарить нашего генерального спонсора. Работа, я считаю, ведется в правильном направлении. Что касается нашей молодежи, почти вся сборная Казахстана находится на контракте в «Астане», ребята растут! Без этой команды, я считаю, было бы очень тяжело выйти на такой уровень и бороться с такими грандами — даже мне в прошлом! Я считаю, если бы не было команды, олимпийского золота в Лондоне тоже могло и не быть, потому что, соревнуясь на таком уровне, ты растешь, ты ездишь. Так что все наши казахстанцы под присмотром, их у нас девять — готовятся и растут, набираются опыта. Поэтому команда, я считаю, очень нужна не только для имиджа Казахстана, но для подготовки наших ребят к таким стартам, как Азиатские игры, чемпионаты Азии, чемпионаты мира и, конечно же, к Олимпиадам.

— Континентальная «Астана» закрылась. Как обстоят дела у Казахстана в этом дивизионе?
— В Казахстане сейчас действуют две континентальные команды. Одна из них Vino 4-ever, которой руководит мой первый тренер Сергей Кручина. Спасибо большое Северо-Казахстанской области и ее акиму Ерику Хамзиновичу Султанову в целом за большой вклад в развитие спорта и особенно за эту команду — сейчас она заработала для Казахстана больше половины очков для рейтинга, по итогам которого мы получаем квоты на Олимпиаду. Сейчас, кстати, в нашей области заканчивается строительство большого спортивного комплекса, где выделили помещения и для нашего клуба, для нашей молодежи. Я собираюсь сам прилететь на его открытие, которое состоится в Петропавловске 18 сентября, мне будет очень приятно и почетно принять участие в этом важном мероприятии. Вторая континентальная команда в Казахстане — 7 rivers, которая была зарегистрирована в мае этого года. Ребята набирают обороты. Я считаю, это не предел и чем больше будет наших континентальных команд, тем больше очков мы будет зарабатывать в рамках Азиатского тура, и я верю, что в один день мы сможем все-таки обойти тот же Иран. Поэтому, если вдруг образуется новая команда где-нибудь в Кызылорде или Алма-Ате, для нас это будет только большой плюс, для нашего велоспорта, для его развития. Как говорит президент нашей федерации велосипедного спорта Дархан Калетаев, если кто-то хочет создать команду, все дороги открыты, мы только за!

— Среди ваших главных конкурентов российская Tinkoff-Saxo, и вам часто достается от Олега Тинькова в соцсетях. Как вы все это воспринимаете, и не хочется ли однажды ответить ему в Twitter? 
— Конечно, иногда его комментарии переходят все рамки приличия, и это выглядит просто как сплетни. В такие моменты, наверное, это просто показывает воспитание каждого из нас. Конечно, это понятно — он делает себе пиар, любыми способами. Но у нас нет такой цели, я привык доказывать все на дороге, до сих пор у меня получалось это неплохо — и когда я был гонщиком, и в сегодняшней роли генерального менеджера. Поэтому, если он делает себе пиар таким образом, то ради бога, но я не собираюсь высказываться, отвечать и устраивать какую-то совместную перепалку с Олегом в социальных сетях. Конечно, иногда в своих высказываниях он совсем переходит границы, но мне даже комментировать все это не хочется. Пусть это останется на его совести. Я делаю свою работу и знаю, за что отвечаю. Мы идем в нужном направлении. Лучше любых слов обычно всегда говорят действия, результаты.