Велосипедисты, как известно, убеждены, что лучшая тренировка – это гонка. Поэтому по количеству стартов превосходят, наверное, всех. Но за «ковидный» 2020-й шоссейники клуба «Минск» на международной арене проехали лишь несколько однодневок в Турции. Хорошо хоть раскачиваться не стали - записали в актив победу и несколько призовых мест. На треке Евгений Королёк завоевал радужную майку чемпиона мира в скрэтче и «серебро» чемпионата Европы в омниуме, Анна Терех на втором из турниров - «серебро» в скрэтче. Прокомментировать такие итоги года мы попросили директора «Минска» и члена исполкома Белорусской федерации велоспорта Алексей Иванова.
- Несмотря на все сложности, минувший год давал нам повод для радости. На обоих трековых чемпионатах – мировом и европейском – гонщики клуба выступили достойно. На континентальном могли и двумя подиумами не ограничиться. К сожалению, как раз накануне заболела лидер женской команды Татьяна Шаракова, у которой были все шансы завоевать медаль. Во-вторых, Романа Тишкова в гонке с выбыванием, считаю, незаслуженно лишили не просто призового места, а наверняка - «золота». Он отлично себя чувствовал. Поэтому за Романа очень обидно. Что касается Евгения Королька, то к приобретениям сезона можно отнести не только его награды, но и тот факт, что Женя нисколько не зазвездился и при этом стал психологически увереннее, что доказал омниум в Пловдиве.
Что касается шоссе, то никто, конечно, не предполагал, что будет столько отмен соревнований. Шоссейную команду мы собрали достаточно серьёзную. Даже подумывали, если не выиграть Европейский тур, так, по крайней мере, в пятёрке завершить. Но что есть, то есть. Главной потерей, на мой взгляд, стал срыв дебюта на самой престижной женской многодневке «Джиро Роза», на которую смогли пробиться. Кроме того, и наши «андеры» должны были участвовать в молодёжной «Джиро д’Италия». Это вторая по значимости потеря.
Что касается топовых турниров, то на чемпионате мира в итальянском Имоле надеялись на более высокий результат в индивидуальной гонке Евгения Королька. К сожалению, он пропустил шоссейный чемпионат Европы во французском Плуэ, хотя мы настаивали на его участии в этом виде. И затем перед своим дебютом на планетарном форуме подхватил какую-то инфекцию, которая и не позволила показать максимум. Отправляя его на стажировку в «Газпром-Русвело», мы рассчитывали, что он там зацепится. Ведь, как показали трековые чемпионаты Беларуси и Европы, гонки более высокого класса, независимо от того, какую роль в них играл и добрался ли до финиша, дали Жене много. Но поскольку российская команда не обещала подвести его в оптимальной форме к Олимпиаде, посовещавшись, решили, что ещё один сезон с учётом грядущей Олимпиады ему лучше провести в «Минске».
К плюсам минувшего шоссейного сезона стоит отнести тот факт, что совместно с Мозырем мы запустили юниорский проект, подписав соглашение о сотрудничестве, включающее сборы для четырёх юниоров, соревнования, обеспечение оборудованием, экипировкой. И нынче по просьбе регионов планируем это направление дальше развивать. Правда, они хотят, чтобы мы взяли их ребят, а сами, к сожалению, ни организационно, ни финансово не желают участвовать в их подготовке.
Не отказываясь от трека
- Юниоры тоже получают зарплату?
- Минимальную. Правда, это небольшие деньги. Но спортсмены обеспечены формой, велосипедами, транспортом, сборами, которые мы можем совместно финансировать. На самом деле, это не очень благодарное направление, ведь клуб называется «Минск», а процентов 70 ребят у нас из регионов. В прошлом сезоне, к примеру, у юниоров костяк составляли спортсмены Гомеля и Мозыря, у андеров – Бреста, трое из которых завершили карьеру. Поэтому перспективную молодёжь решили подписывать на два года, чтобы не получилось, как с Денисом Мазуром. Не могу сказать, что очень много, тем не менее, мы вкладывали в него средства, поддерживали. А годовой контракт закончился, и он оказался в другой команде. Хотя мы связывали с ним немалые надежды на треке.
В интервью некоторых коллег, кстати, в последнее время прозвучало, будто клуб «Минск» делает акцент на шоссейном направлении, что стало для меня открытием. У нас сегодня восемь команд – четыре шоссейные (мужская и женская континентальные, андеровская и юниорская), две трековые (основная команда, контракт с которой из членов национальной сборной не имел, наверное, только Гордей Тищенко, и молодёжная). Кроме того, мы запустили проекты по BMX и благодаря клубу «Тристайл» - по триатлону.
- Вы по-прежнему будете развивать трековое направление?
- Да. Правда, нынче не стали регистрировать основную команду в UCI. Потому что ситуация кардинально изменилась. Пока мы не понимаем, к чему приведут реформы, коснувшиеся этого вида. Ведь изменили сроки трековых соревнований, календари. Кубок мира заменили Кубком наций, в котором клубные команды участвовать не смогут. Несмотря на это, повторюсь, трековое направление, у нас остаётся. Те же Роман Тишков и Роман Романов будут выступать за шоссейную команду «БЕЛАЗ» и за трековую «Минск».
- А с Михаилом Шеметовым расстались?
- Не секрет, что это гонщик со своеобразным характером. Вместе с тем, он заметно прибавил на шоссе. На всех белорусских гонках минувшим летом, включая чемпионат страны, в индивидуальной разделке был в тройке, боролся с Евгением Корольком, и порой обыгрывал его. Кроме того, он может долго продержаться в отрыве. Немалая заслуга в этом, думаю, Константина Сивцова, который помогает Мише составлять тренировочные программы. На мой взгляд, он нужен континентальной шоссейной команде.
Дебют фестиваля отложили
- Ваша борьба за вторую олимпийскую лицензию в мужской групповой гонке на шоссе, судя по всему, не увенчалась успехом?
- Это был долгий процесс. Мы месяца три с Международным союзом велосипедистов, что называется, бодались. И по-прежнему считаем, что завоевали два допуска. Но чтобы отстоять второй, нужно было судиться. Взвесив за и против, отказалась от такой мысли. И дело не в том, что вряд ли завоюем медаль в этом виде в Токио. А это сказалось бы на взаимоотношениях с международными организациями. Европейский Союз велосипедистов единогласно отдал нам чемпионат Европы на треке. Даже после санкций МОКа по отношению НОКу Беларуси по политическим мотивам с нами подписали контракт. Мы уже оплатили взнос за право проведения и сейчас начинаем подготовку к турниру. Его, правда, из-за обострения пандемии коронавируса с февраля перенесли на 23-27 июня. Считаю, это правильное решение. К тому моменту, надеюсь, эпидемиологическая ситуация нормализуется, и чемпионат получится полноценным, с участием всех стран.
- Изначально речь шла о Европейском фестивале велоспорта, в рамках которого пройдут континентальные чемпионаты по всем дисциплинам – шоссе, треку, BMX, маунтинбайку и фристайлу.
- Это ещё одно разочарование-2020. Совместно с Белорусской федерацией велоспорта мы организовали немало крупных мероприятий, включая этапы Кубка мира на треке, Гран-При Минска на шоссе и треке. И сейчас провели громадную работу по подготовке объединённых чемпионатов Европы, задействовав многих сотрудников клуба и вложив немало средств. Готовы были, в том числе, построить на Заячьей поляне под Логойском трассу МТБ. Но, поскольку специфику этого вида спорта досконально не знаем, чтобы дистанция отвечала всем международным требованиям, оборудовать её необходимо с привлечением иностранных специалистов. Поэтому и перенесли проведение чемпионата Европы на 2022 год, а дебютный фестиваль велоспорта – на 2025. Мы долго обсуждали с UEC, проводить ли его в августе 2021-го. Сошлись на том, что сразу после Олимпиады этот новый и очень интересный проект может потеряться, что лучше его основательно подготовить. А в 2022 году, если в Заславле построим трассу BMX, провести также отдельный чемпионам Европы по этому виду. Что касается места для проведения турнира по фристайлу, то с ним пока не определились. Есть две хорошие площадки – открытая у Дворца спорта и закрытая на «Минск-Арене». Это чисто коммерческий проект. А из-за опять же пандемии, собрать спонсоров из числа брендов, интересных молодёжи, очень сложно. Понятно, что они будут тянуть с согласием до последнего.
Изначально в рамках велосипедной недели-2020 мы хотели провести также фристайл-шоу у Дворца спорта и организовать на 10 дней на Palova Arena самый большой в Беларуси веломагазин. Это тоже по известной причине, увы, сделать не удалось. Никто не знает, как сложится и 2021-й. На «Гран-при Минска» мы на всякий случай задекларировали в мае несколько дат. Надеемся, гонка состоится. Но гарантии пока никто не даст.
С минимальными изменениями
- Понятно, что пандемия ударила по экономике. А на гонщиках это сказалось?
- На наших, слава Богу, нет. С точки зрения спонсорской, мы остались фактически на прошлогоднем уровне, лишь чуть-чуть уйдя в минус. С коммерческой точки зрения из-за отсутствия мероприятий, понятно, ничего не получили. Но главное – экономически выжили.
- Судя по всему, от легионеров в следующем году совсем откажетесь? По крайней мере, Сергея Ростовцева в составе не увидела…
- У него контракт до 1 марта. Пока мы думаем, продолжать сотрудничество или нет. Главным образом мы рассматривали Сергея в качестве партнёра для Евгения Королька в мэдисоне на шестидневки. Но получилось так, что пока «Минск» никуда не выезжал, он в составе российской сборной в Турции зацепил очки, которые и нам помогли. Нынче на первые гонки в той же Турции пока его не заявляли, а там – посмотрим.
- Большинство же белорусов в шоссейной команде останется?
- Да. За исключением Антона Ивашкина, у которого вообще не задался прошлый сезон по многим причинам – и травмы были, и подготовка оставляла желать лучшего. Сам он с будущим ещё не определился – то ли остаться в спорте, то ли уйти в коммерцию. Мы пообещали не в составе клуба, но поддержать его – ни велосипед, ни экипировку не забирали. Но, если продолжать гоняться, нужно показывать результат.
На данный момент подписаны контракты с Василием Белявским, Евгением Корольком, Сергеем Попком, Брониславом Самойловым, Евгением Соболем, Василием Строковым, Алексеем Шнырко, Иваном Чернявским, Сергеем Шевченко, а также Александром Песецким, который несколько лет гонялся в Испании. На сборе в Турции сейчас находятся также Станислав Божков, Николай Шумов, Владимир Гороховик и Михаил Шеметов, с которыми договорились, что продолжим сотрудничество, если будут показывать нужные результаты.
- Календарь на сезон проработали?
- Он идентичен прошлогоднему. Не понятна ситуация только по участию в женской «Джиро Роза» и андеровской «Джиро д’Италия». Поскольку у нас два состава, с которыми работают Александр Кучинский и Евгений Гутарович, заявились на максимум гонок, в том числе, первой категории. И пока нас везде готовы принять. А как будет складываться ситуация дальше, никто не знает. На данный момент отменён лишь «Тур Анталии» и все китайские старты.
- Азиатских спонсоров в связи с этим не потеряли?
- Нет. Они по-прежнему обеспечивают нас экипировкой, колёсами и рамами. Но их поддержка несопоставима с той, что оказывают белорусские партнёры.
И майки отстоять
- Для женской команды вы собирались несколько улучшить условия…
- И сделали это. И в дальнейшем будем их финансово поддерживать. Главные надежды связываем с Татьяной Шараковой, которая, надеемся, восстановится после коронавируса и скажет своё веское слово, и Анной Терех. Ориентируем их, прежде всего, на успешное выступление на Олимпиаде и домашнем трековом чемпионате Европы. Задача номер два – завоевать майку чемпионки страны. И попытаться попасть на сильные международные гонки, включая «Джиро», если те, конечно, состоятся и нам удастся получить визы. К сожалению, организаторы в этом не помогают.
- А в какой стадии находится реализация идеи о создании женской команды Мирового Тура?
- Пока отказались от неё. Выступи девчата на «Джиро», увидели бы, на каком свете находимся, созрели ли для высшего дивизиона. Всё-таки прежде нужно привлечь к себе внимание, и проведённых в Китае неплохих гонок для этого маловато. Ведь в Мировом Туре и финансовые условия, обеспечение куда серьёзнее. И состав спортсменок должен быть соответствующий.
- А какую задачу ставите перед мужчинами?
- Перед шоссейниками – с точки зрения положения в рейтинге аккуратную. Дело в том, что у нас в составе есть 39-летний Евгений Соболь, которого и наш клуб, и РЦОП готовы взять на тренерскую работу. Вместе с председателем Белорусской федерации Натальей Цилинской и директором РЦОПа Дмитрием Толкачёвым мы много беседовали с ним. Но Женя, как выяснилось, хочет попасть на Олимпиаду, пообещав, что будет готов не хуже Александра Рябушенко, и попросил оставить вопрос открытым до чемпионата страны.
- Где на него будет работать весь клуб «Минск», а на Рябушенко пару человек?
- В 2020-м Саша отнюдь не в одиночку боролся. Как и Соболю, ему тоже помогали 12 человек. Дело не в этом. Рябушенко моложе, у него сильнее календарь, и японская трасса ему подходит. Но! Не дай Бог, он накануне получит травму. И кто тогда будет выступать? Нужен запасной гонщик. То есть первая задача – подготовить к Олимпиаде главную надежду на треке Евгения Королька и запасного на шоссе. Вторая – отстоять майку чемпиона страны в условиях появления трёх континентальных команд. Особенно по андерам в «разделке» это будет сделать непросто, поскольку с Мазуром, который выиграл нам титул, а теперь перешёл в «БЕЛАЗ» вряд ли кто сможет бороться.
- Появление ещё одного клуба, по идее, должно обострить внутреннюю конкуренцию…
- На самом деле, на данный момент официально зарегистрированы лишь континентальные мужская и женская команды «Минск». А «БЕЛАЗ» и мужской и женский составы «Фереи», которые также подавали заявки на регистрацию, лицензий UCI ещё не получили. Скорее всего, это произойдёт в ближайшие дни. То есть в 2021-м у нас может быть пять континентальных команд. И на повестку дня выходит вопрос уже больше об их качестве. Конкуренция же однозначно обострится.
- Не могу не поинтересоваться и судьбой велокарнавала?
- Его запланировали на май, но, возможно, перенесём на июнь, совместив с чемпионатом Европы. Думаю, это логично. Или подвяжем к шоссейному «Гран-При Минска». Прекрасно понимаем, что все соскучились по подобным мероприятиям, поэтому постараемся, чтобы он стал ярким праздником.
- Так все-таки 2020 год - это плюс или минус?
- Конечно, плюс.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО (Спортивная панорама)