Три года он выступал за китайские континентальные команды. Из одной из них… спасался бегством, о другой остался самого лучшего мнения. А нынче Алексей ШНЫРКО подписал контракт с «Минском».

И так получилось, что именно он, новобранец, в весенней серии гонок заработал больше всех очков и принёс клубу первый подиум. Объяснил же это тем, что он самый, наверное, мотивированный в составе.

-- Я три года пытался попасть в нашу команду, а меня не брали. Во-первых, в гостях, как говорят, хорошо, а дома лучше. Во-вторых, у нас действительно классный клуб. Став его частью, мне не терпелось поскорее оправдать оказанное доверие.

-- А начинали карьеру вы, будучи андером, в AC Bisontine во Франции?

-- Да, вместе с нынешним одноклубником Николаем Шумовым. Это обычная команда для дилетантов (любителей), которая в категорийных гонках Международного союза велосипедистов (UCI) не выступала, а только в местных. Мы где-то полгода там находились, но закрепиться в составе не смогли. Как я понял, нас хотели оставить обоих или никого. А Николай собирался перейти в другую команду. Может, оно и к лучшему, потому что условия там были не ахти.

-- И вы перебрались в итальянскую Big Hunter?

-- Только не сразу, а почти через два года, которые провёл в Беларуси, выступая за сборную. Это тоже дилетантская команда, но более серьёзного уровня. Я лишь один сезон её представлял, поскольку уже выходил из андеровского (U-23) возраста. Мне помогли в неё попасть. Ещё будучи юниором, мы ездили со сборной в Италию, где нас курировал Микеле Девотти, который сейчас тренирует «Газпром-Русвело». И когда я оказался перед выбором: бросать велоспорт или найти какую-нибудь команду, написал Микеле, который и составил мне протеже в Big Hunter.

В её составе удалось выиграть ночной критериум. Добиться большего не удалось отчасти потому, что мы гонялись в основном в Тоскане, где равнины практически нет, а только горы. А  я больше финишёр и для такого рельефа крупноват. Мне очень тяжело там было, страдал в каждой гонке. Вместе с тем, итальянский период, считаю, оказался очень полезным. Я понял, насколько серьёзно нужно тренироваться, чтобы даже просто доезжать тамошние гонки, не говоря уж о том, чтобы чего-то добиться.

Спасался бегством

-- А затем вы стали белорусским первооткрывателем Китая, перебравшись в континентальную профессиональную команду  RTS…

-- Так получилось. В 2017 году наша сборная получила приглашение на их  Tour of  Xingtai второй категории. И на его финальном третьем этапе, который свёлся к спору спринтеров,  мне удалось заехать третьим. Считаю, именно с этой гонки началась моя профессиональная карьера. Поскольку ни этот результат, ни моя победа на чемпионате Беларуси в критериуме на европейском уровне никого не интересовали и в тот же «Минск» меня не брали, написал в  RTS о своём желании выступать за них. И уже через месяц,  в сентябре,  дебютировал на одной из местных гонок.

-- А на каком языке вы общались с одноклубниками?

-- На русском. На тот момент ни одного китайца в команде не было. Её представляли два украинца, казахстанец, узбек и я. И мы прекрасно друг друга понимали. Потом я выиграл другую местную гонку с хорошими призовыми. И вскоре подписал контракт на год. Но, к сожалению, у них начались финансовые проблемы, нас бросали – ни зарплату, ни за гонки не платили, то есть условия соглашения не выполняли. И в сентябре с последнего этапа гонки первой категории Tour of China II мы всей командой… сбежали, за собственные деньги купив билеты до Пекина. Вообще её бос был любителем. Он зарабатывал на спортсменах, а нам ничего не давал. Разве только шанс проявить себя в довольно престижных гонках, к каковым относятся те же Tour of China I и II. Что касается оборудования, велосипедов, тоже хитрил. Он забрал у нас паспорта с тем, чтобы заявить на следующую гонку, о чём нас никто не предупреждал. И мы отказались её ехать, пообещав пойти в полицию. Со скандалом, с криком, но забрали свои документы и дружно уехали. Клуб же в итоге закрылся.

-- Тем не менее, в следующем, 2019-м, вы вновь выступали за китайскую команду, правда, другую -- Ningxia Sports Lottery – Livall…

-- Да, хотя за полгода до заключения контракта успел завершить карьеру. Я женился к тому моменту, и нужно было кормить семью. И поскольку подходящих вариантов продолжить карьеру не было, бросил тренироваться, устроился работать в веломагазин. Потом вдруг позвонил Олег Соболевский, который всегда хотел мне помочь. И сообщил, что меня готовы взять в Ningxia, с одним из директоров  которой Алексом (это его европейское имя) мы познакомились ещё в 2017-м.  Но я-то за полгода лишь несколько раз на лыжах покатался. Поэтому и страшновато было. А Олег вновь стал убеждать, что у меня всё получится. Посоветовался тогда с женой, и решил попробовать. Сумма, предложенная Алексом, вполне устраивала. И через день мне прислали контракт, а затем и велосипед, форму. Условия там шикарные. Хотя бюджет у команды небольшой, мы выступали на хорошем инвентаре, имели классную экипировку, вовремя получали зарплату.

2

 

Я начал тренироваться самостоятельно. В мае дебютировал в составе Ningxia – у нас, на «Гран-При Минска». Правда, упал и сломал ключицу. Но поскольку у меня стояла пластина, не сразу узнал о переломе. Полетел на сбор в Китай. Там через неделю, вроде, полегчало. Стартовал в Tour of  Taiyuan, на котором помогал нашему спринтеру из Греции Георгиосу Бугласу. С этой целью меня собственно и взяли в команду. В его же отсутствие предлагали финишировать мне. Затем два месяца готовился к Туру Китая, периодически стартуя в белорусских гонках. Выиграл этап на нашей многодневке «Тур Бреста» и завоевал зелёную майку лидера очковой классификации.

Неплохо проехал и Туры Китая I и II, хотя это гонки первой категории, собравшие немало профессиональных команд. Несмотря на выпавшие из подготовки полгода и небольшой опыт выступления в столь сильной компании, удалось заехать 4-м, 9-м, 16-м… После этого поверил в себя и в то, что со всеми соперниками реально бороться. И на заключительной многодневке этой же первой категории Tour of  Fuzhou одержал первую на таком уровне победу, выиграв финальный этап. Я помнил его дистанцию по участию в гонке в 2018 году. Она состояла из шести холмистых кругов. Чтобы сохранить  больше свежести на финиш, попросил своего украинского одноклубника Сашу Поливоду подвезти на последний подъём. После этого он ещё разогнал меня на спуске. И на финальном тягунке, снявшись с колеса за 300 м, я выдал всё, что осталось – и меня не догнали.

-- Получается, на мажорной ноте завершили сезон и выступление в составе Ningxia?

-- Да, чем очень порадовал босса. Он хотел нас всех оставить на следующий год. Но главный спонсор поставил условие, что за команду должны выступать только азиаты.

-- В прошлом сезоне вы и в горной классификации неоднократно в шестёрке финишировали, а на Tour of  Quanzhou Bay даже вторым стали. Как удавалось?

-- На последнем я два дня в этой майке стартовал, а на финальном этапе на пятикилометровом подъёме не дотянул, в итоге стал вторым. Просто в Китае порой горные премии могут разыгрывать на небольших тягунах – мостах, не составляющих для меня проблемы. А вот серьёзные горы с моей комплекцией сложно штурмовать. Я равнину предпочитаю.  С тем, чтобы прогрессировать в спринте, нынешней зимой намного больше работал в тренажёрном зале. За счёт этого на три килограмма в весе прибавил. И более агрессивным становлюсь, без чего в заключительных разборках не обойтись.

Шанс не упустил

-- В текущем сезоне, который, не успев начаться, был прерван пандемией коронавируса, именно вы принесли «Минску» первый подиум…

-- Во многом это благодаря нашему тренеру Александру Кучинскому, который дважды дал мне шанс. На «Гран-При Белека», которым открывали сезон, на одном из спусков с поворотом турецкий спортсмен упал и нас с Сергеем Попком подкосил. Хотя рука после этого болела, в концовке попросил Сергея помогать мне. К сожалению, начав финишировать, допустил ошибку – сместился влево, потеряв пару метров. Их для победы и не хватило – два турка обогнали, вырвав буквально 20-30 см.

Однодневка «Гран-При Анталии» по составу участников оказалась намного сильнее. Тот же итальянец Филиппо Фортин в прошлом году за Cofidis выступал. Кучинский вновь доверил мне роль лидера. И, думаю, эта гонка ему понравилась. Она очень нервной была. И быстрой, с завалом на финише. Но нам удалось избежать неудачи и мне вновь финишировать третьим. Кроме Фортина россиянину Максиму Пискунову уступил.

Неплохо складывалась 1 марта и последняя перед отлётом домой гонка Grand Prix Manavgat – Side. За 150 м до финиша я третьим колесом ехал, когда поляк упал, и меня за собой потянул. Неделю дома потом лежал. А ведь на 95 процентов вновь  мог на подиум подняться. Увы, не повезло.

-- Как сейчас готовитесь?

-- Просто катаемся. Я, как правило, выезжаю со своим другом Василием Строковым и с кем-то ещё из команды – Николаем  Шумовым, Евгением Корольком. Стараюсь и свои отрезки где-то отрабатывать, чтобы не потерять спринт. Но действительно серьёзными эти тренировки не назовёшь. Не зная, когда возобновятся соревнования, мы только поддерживаем форму.  

-- Многие ваши коллеги в виртуальных гонках участвуют…

-- И у меня есть такой станок. В дождливую погоду я кручу его на платформе Zwift, выбирая подходящие для моих тренировок трассы. Но надеюсь, скоро эпидемия пойдёт на спад. Я очень хочу принести «Минску» победу, и желательно не одну. По крайней мере, сделаю всё для этого.