Руслан Подгорный : В одной упряжке с клубом

ср, 29/03/2017 - 16:05

Совсем недавно завершился очередной розыгрыш Кубка мира по велогонкам на треке. Причём для белорусских мужчин — не безуспешно. Достаточно сказать, что по его итогам  в скрэтче Евгений Королёк и Роман Романов оккупировали соответственно первую и третью строчки. Второй из них, кроме того, остановился в шаге от призовой тройки в групповой гонке по очкам, в мэдисоне земляки стали 11-ми, а в омниуме Роман Тишков — 17-м. Прокомментировать эти результаты мы попросили нового старшего тренера мужской сборной Руслана ПОДГОРНОГО, который официально вступил в должность только 1 марта, а на деле тренирует команду с января.

БЕЗ ВСЯКОЙ ГАРАНТИИ

— Поскольку я украинец, потребовалось время на то, чтобы утрясти все формальности, связанные с оформлением документов. Но, не желая его терять, действительно начал работу со сборной сразу после Нового года. В курс дела меня вводил тренер РЦОП Юрий Юрченко, с которым вместе и работаем. Ведь чтобы развивать в том числе и те виды, которым до сих пор не уделялось должного внимания, нужно было понять, на каком уровне спортсмены и что нужно поменять.

— Поскольку до этого вы входили в тренерский штаб клуба «Минск», всех ребят наверняка неплохо знали?

— Конечно. С некоторыми и поработать довелось. Тот же Романов в прошлом году частично проходил подготовку в «Минске». Благодаря участию с ним в серьёзных международных шоссейных гонках Роман смог обрести хорошие кондиции и показать достойные результаты и на треке. Напомню, он был четвёртым на чемпионате мира и выиграл один из кубковых этапов. Это заслуга, конечно, не только клуба, а итог совместных усилий с РЦОП, с которым тесно взаимодействуем, что и даёт свои плоды. В дальнейшем мы намерены продолжать это сотрудничество. Ребята будут выступать в международных гонках в составе «Минска». Дело в том, что национальной сборной на них и заявиться намного сложнее, чем клубу, — такова мировая практика.

У меня уже есть программа подготовки к молодёжному чемпионату Европы (U-23), такому же турниру среди элиты и планетарному форуму следующего года. Она опять же предусматривает тесное сотрудничество с клубом «Минск», членами которого являются почти все наши ведущие спортсмены. Поскольку для «трековиков» тяжёлые горные гонки не очень подходят, будем просить руководство «Минска» заявлять их на те, что проводятся на не столь сложном рельефе.

— Давайте вернёмся к недавно завершившемуся розыгрышу Кубка мира по велогонкам на треке. Для вас не стало неожиданностью, что оба этапа в скрэтче выиграли наши ребята и в итоговом общем зачёте заняли первое и третье места?

— Сам по себе это очень непредсказуемый вид, поэтому гарантировать в нём что-то нельзя. Спортсмен может подойти к турниру в отличной форме, но ни я, ни другой специалист не сможет стопроцентно предсказать, каким он станет именно в скрэтче, — настолько он сложный. Поэтому очень рад, что Евгений Королёк и Роман Романов так здорово себя проявили.

— На последнем этапе в Лос-Анджелесе ставка делалась на Романова?

— Да, ведь он выиграл первую гонку в Апельдорне и имел больше шансов по сумме двух дистанций удержаться в тройке. Да он и более опытный. А Женя ещё андер, только начинает вариться в элитном котле. Для него основным стартом пока является молодёжное первенство Европы. Но и на американском треке он преподнёс приятный сюрприз, записав в актив первую победу на таком уровне: отобрался в отрыв, который «нарисовал» пелетону круг преимущества, и на финише сумел опередить своих попутчиков по побегу. А поскольку и в Голландии Женя неплохо проехал — был шестым, в итоге завоевал главный трофей в этой дисциплине. Для сборной же не имеет значения, кто принёс медаль, главное, чтобы её не упустили.

— А кто будет представлять страну в скрэтче на апрельском чемпионате мира?

— Изначально планировалось, что в Гонконг отправятся трое мужчин и Романов закроет два вида — групповую гонку по очкам и скрэтч. Но по окончании розыгрыша мы с тренерами РЦОП пришли к выводу, что в выездной состав, несмотря на финансовые сложности, необходимо включать и Королька, который заслужил право выступать на главном турнире года в скрэтче. И я рад, что на это нашлись средства. Оставь мы Женю дома, это могло обернуться для него серьёзной психологической травмой, ведь он и в мировом рейтинге располагается теперь выше Романа. То, что и физически способен хорошо ехать эту гонку, и тактически ориентируется в ней, он доказал и на недавнем довольно представительном международном турнире в Бельгии, собравшем команды из 13 стран. На нём в андеровской группе Женя завоевал «серебро».

ТЕМПОВАЯ И ЗАКОВЫРИСТАЯ

— В групповой гонке по очкам в общем зачёте розыгрыша Романов остановился в шаге от пьедестала…

— Зато сохранил за собой первую строчку в более престижном мировом рейтинге, в котором учитываются все старты в этом виде. На этапе же в Кали у него не всё получилось. Но нельзя судить по одному старту. Тем более что на треке ребятам их явно не хватает. Мы бы и рады чаще выезжать на международные турниры, но не позволяют финансы. И хотя спортсмены стараются как можно лучше выступать на кубковых этапах, главная задача всё же — показать максимальный результат не на них, а на чемпионате мира. Поэтому и в Кали Роман стартовал не на пике формы. К тому же лицензию в Гонконг он завоевал, и колумбийская гонка для него была как подготовительная, тестовая. В Бельгии он и вовсе уже не участвовал, а вместе с клубом «Минск» отправился в Италию на очень престижную многодневку «Неделя Коппи и Бартали», через которую подводятся к планетарному чемпионату и другие трековики. По окончании её Роман вернётся в Минск для проведения скоростной работы и непосредственной подводки к форуму на овале. То есть у каждого нашего «сборника» на данном этапе индивидуальный план подготовки.

— В омниуме в Лос-Анджелесе Роман Тишков здорово прошёл три вида, а на четвёртый его не хватило?

— К сожалению, да. Многоборье, а тем более в новом формате, когда все четыре гонки закрываются в один день, требует отменной выносливости, которая нарабатывается в шоссейных стартах. Поэтому опять же будем подключать его к клубу «Минск», чтобы побольше гонялся и приобретал эту самую выносливость, которая позволит не просто доехать четвёртый вид, а выдержать темп лидеров, позволяющий бороться за самые высокие места.

— В темпогонке несколько изменили правила?

— Да, за круг преимущества теперь даётся не четыре, а 20 очков, но сути это не меняет. Ведь спринт в ней разыгрывается на каждом круге. И если уезжает отрыв, его участники и собирают очки. Это очень быстрый вид, в котором средняя скорость достигает 56 — 57 км/ч, на которой невозможно «нарисовать» круг. Лидеры могут отпустить только тех, кто не представляет для них серьёзной угрозы. То есть это и тактическая гонка. А вообще пока её толком никто понять не может, все анализируют, но как строить, ещё не знают.

— Тем не менее Тишков как раз её очень неплохо разложил…

— Рома и скрэтч хорошо чувствует, и коварную гонку с выбыванием умно едет. Нужно только поработать, как уже сказал, над выносливостью для групповой гонки, которую также при нормальных кондициях отлично «читает». В той же Бельгии он это подтвердил, максимально её отработав и став вторым.

— Вместе с тем в Бельгии лучший результат в омниуме показал не Тишков, а Шеметов…

— Там у нас все трое парней стартовали в многоборье. И когда первые виды лучше прошёл Миша, на него ребята и стали работать, хотя явно помогать своим землякам, конечно, нельзя. Победить итальянца Концони, к тому моменту далеко оторвавшегося, было невозможно. Вторую и четвёртую суммы набрали сильные британцы, а Миша вклинился между ними.

ОСНОВА ВСЕГО

— В Лос-Анджелесе и в мэдисоне Королёк с Тишковым финишировали пятыми. Можно ли говорить о прогрессе в этом виде или там конкуренция оказалась не настолько высокой, как в том же Кали?

— Это очень сложный вид, который в Беларуси до сих пор всерьёз не развивали. А этот вид, как никакой другой, требует большого опыта. Поддерживать эти высочайшие скорости ребята способны, а вот тактического мастерства не хватает. На чемпионат мира нам пока отобраться не удалось. Но я считаю, что в этом виде Беларусь также должна быть представлена, тем более ему прочат олимпийский статус, хотя официального решения UCI ещё не принял.

— Четвёртым участником чемпионата мира станет Михаил Шеметов?

— Да, он отобрался в индивидуальной гонке. Выезд в Бельгию нам главным образом был необходим для того, чтобы Миша после полугодичного перерыва вспомнил, что такое старты на треке. В омниуме он специально уехал в групповой гонке за 12 кругов до финиша — с целью отработать свой отрезок для «преследования». Ему важно было посмотреть, выдержит ли он до финиша. В итоге ему совсем чуть-чуть не хватило — Концони догнал его буквально на последних пяти метрах. Я засекал текущую скорость прохождения кругов. И убедился, что мы находимся на правильном пути: прогресс есть. К чемпионату мира он должен выйти на свой лучший результат. Сможет ли его превзойти, пока не могу сказать. В настоящий момент он проходит шоссейную подготовку в Италии (Гродненская область профинансировала ему сбор), чтобы набрать недостающее звено к планетарному форуму.

— Входит ли в ваши планы реанимация командной гонки преследования, тем более что сами были чемпионом мира в ней в составе сборной Украины?

— От этого вида, конечно, отказываться нельзя. Но, к сожалению, из-за недостаточного финансирования мы не смогли вывезти на последние этапы Кубка мира четвёртого человека. А там достаточно было просто финишировать, и мы бы отобрались на чемпионат мира — вне зависимости от результата. Поскольку так получилось, сейчас переориентировались только на индивидуальные виды. Но в следующем году командная гонка будет приоритетом, потому что она — основа всего. И наша задача — выйти в ней из четырёх минут, что белорусам пока не удавалось, чтобы попадать в вось­мёрку сильнейших.

Елена Данильченко, Спортивная панорама