Что думают о дисковых тормозах профессиональные велосипедные команды?

пн, 05/05/2014 - 00:21

В прошлом году компания Shimano широко рекламировала гидравлические дисковые тормоза со слоганом «Обладай тем чего не могут иметь профессионалы», который наглядно иллюстрировал натянутость отношений между руководящим органом велоспорта UCI и производителями. Между строк явно читался посыл: технология существует, но вы не разрешаете использовать ее в велогонках самого высокого уровня.

С тех пор прошло более девяти месяцев, и ситуация коренным образом изменилась. Президентом UCI стал Брайан Куксон, который пригласил в качестве технического консультанта Димитриса Кацаниса, разрабатывавшего замечательные трековые велосипеды для олимпийской команды Великобритании. Они заявили о желании внедрять инновации в велоспорт, что не могло не радовать производителей, которые на протяжении многих лет считали UCI главным шлагбаумом на пути технического прогресса.

В марте появилась информация, что решение о разрешении использования дисковых тормозов в элитных гонках будет принято в течение шести месяцев. А в конце апреля UCI провел встречу технического комитета с представителями бренда и команд. Одним из вопросов повестки дня были дисковые тормоза.

И хотя у Международного союза велосипедистов установились с производителями нормальные рабочие отношения, есть ряд проблем, которые требуют устранения.

В настоящее время заинтересованные стороны в профессиональном велоспорте – механики, технические директора и представители брендов – говорят о дисковых тормозах с энтузиазмом.

«Конечно, мы знаем о их существовании, но даже если UCI разрешит их использование… будет очень, очень сложно убедить команды», - сказал ресурсу BikeRadar Стефан Крайст, директор по развитию BMC.

Для Крайста и многих других вопрос лежит в плоскости совместимости. «Есть проблема с заменой колеса; ее нужно решать, - сказал Крайст. – Есть также вопросы по размеру диска и компонентам». Дело в том, что в бурлящем котле шоссейной гонки дисковые тормоза добавят головной боли относительно простому процессу замену колеса. В настоящий момент любому механику достаточно знать две вещи, чтобы вернуть гонщика на трассу: SRAM/Shimano или Campagnolo? 10 или 11 скоростей? И все. А дополнительная сложность дисковых тормозов может привести к более медленной замене колеса и повлиять на результаты гонки».

О совместимости говорит и механик Lotto-Belisol Геерт Ромбаутс, который зимой также работал на соревнованиях по велокроссу: «Для нас механиков станет немного сложнее менять колесо. Еще я слышал, что на затяжных спусках диски нагреваются, значит нужно переходить на большие диски вроде 180 мм, а это сделает процесс еще сложнее, так как диски не всегда ровные. Кроме того, к примеру, если мы будем использовать диски размером 140 мм, а другие команды 160, 180 мм, это создаст путаницу».

Размер диска – это одна проблема, есть еще стандарты оси.
Директор отдела исследований компании Specialized Крис д’Алузио признал, что их клиентов смущает дополнительная сложность дисковых тормозов. «Я общался с нашими командами и их техническими директорами в прошлом году: их пугала сложность механизма – подтекание, хранение, использование, совместимость и замена колеса, - объяснил он. – В основном проблема сводится к совместимости на дороге. В профессиональном туре, если вы добавите дисковые тормоза, количество колес, размеры ротора и стили осей увеличиваются невероятно – и это только в одной команде».

Андреас Вальцер, менеджер немецкого велосипедного бренда Canyon, спонсора профессиональных команд Movistar и Katusha, оценивает дисковые тормоза с точки зрения гонщиков, которые озабочены использованием дисковых и ободных тормозов в одном пелотоне.

«Если решение будет принято, все должны использовать дисковые тормоза, иначе это будет очень опасно, - объясняет он. – Есть два способа торможения, когда мокро и на длинном спуске. Представьте себе, что произойдет на длинном спуске Джиро или Тур де Франс?»

Вальцер также задается вопросом о гонках, в которых компанию профессионалам с дисковыми тормозами будут составлять молодые гонщики и любители.

В настоящее время только Shimano предлагает готовую к использованию систему, SRAM уже на подходе, а Campagnolo вот-вот должна огласить детали своей системы. Это позволит частично решить вопрос доступности – главной заботы Кацаниса, но не решит проблемы разделения профессионалов и любителей.

Карстен Йеппесен, глава отдела технических операций команды Team Sky озвучил еще одну потенциальную проблему, связанную с использованием дисковых тормозов – массовые падения из-за горячих роторов.

«Диск нагревается, и при падении нет возможности защитить ротор, - говорит Йеппесен. – Не забывайте про это, если он горячий и острый как нож – это опасно».

Впрочем, Йеппесен не верит, что эти оговорки смогут сдержать систему дисковых тормозов: «Нельзя остановить движение вперед, индустрию, фанатов – они этого хотят, мы этого хотим».

Несмотря на сдержанность в суждениях, никто из тех, с кем общался BikeRadar, не высказал сомнений, что однажды дисковые тормоза появятся в пелотоне. Само решение, похоже, уже не вызывает сомнений, вопрос только в сроках. Как заметил Крайст, появление дисковых тормозов в шоссейных велогонках станет самым серьезным техническим нововведением после внедрения сервопривода.

Пройдет еще немало времени прежде чем будут преодолены все препятствия и устранены все проблемы, а механики профессиональных команд станут говорить о роторах, цилиндрах и подтеканиях, как об обычных вещах. Но при нынешнем тесном сотрудничестве и взаимопонимании UCI , производителей и команд положительное решение вопроса не вызывает сомнений.