Александр Кучинский: внутренние правила должны работать

чт, 04/01/2018 - 16:37

Последнюю гонку сезона велогонщики континентального клуба «Минск» проехали в начале декабря в Китае. После этого перевели дух всего  пару недель и вновь приступили к тренировкам. Ведь и старт следующего сезона, обещающего стать ещё более насыщенным, уже, можно сказать, на носу – откроет его обновлённая команда 20 января в ОАЭ на «Туре Шарджа».

О том, кто будет представлять её на этой и других гонках в 2018-м, мы попросили рассказать в недавнем прошлом известного профессионального гонщика, а теперь — спортивного директора столичной дружины Александра КУЧИНСКОГО. Но прежде предложили подвести итоги текущего года, в ходе которого его подопечные на 16 раз чаще, чем в 2016-м,  финишировали в тройке, но побед одержали меньше – восемь против 12-ти.

А он не был лидером

— Вообще перед клубом стояла задача завоевать как можно больше очков в рейтинг Европейского тура. И мы их набрали 666, тогда как в прошлом году – 451. Хотя и победы, конечно, важны. И мы стремимся к ним, что подтверждает значительно возросшее число вторых-третьих мест. Во всех этих случаях мы были в игре, боролись за викторию, но чуть-чуть не хватило. Однако для меня важнее, чтобы все спортсмены, способные что-то показать, проявили себя. И, открыв индивидуальный рейтинг Международного союза велосипедистов (UCI), вы увидите, что каждый из восьми гонщиков, оставленных на следующий год, внёс свою очковую лепту. Получается, в интересах страны мы сработали лучше, а для клуба, наверное, чуть хуже. Естественно, потом разбирались, почему отдельные спортсмены не показали такие же результаты, как в 2016-м.

— Правильно ли я поняла, что в следующем сезоне состав сократится с 12 человек до восьми?

— Нет. Восемь – это минимальная заявка. Но несколько человек к ним ещё добавятся. Кроме того, некоторые спортсмены из трекового состава могут выступать и в составе шоссейной дружины. Такими «совместителями» у нас являются, вы знаете, Роман Тишков, Роман Романов, Михаил Шеметов, Евгений Королёк.

— Станислав Божков на все сто оправдал статус лидера?

— Вообще-то в качестве такового мы рассматривали Сергея Попка, а Стас выполнял свою работу, как и все остальные ребята – Константин Клименков, Евгений Соболь, Антон Ивашкин.

— Однако именно Божков принёс больше всех и побед, и вторых-третьих мест, и очков…

— В этом моя работа и заключается. Как спортивный директор, я даю всем тренировочный план, парни готовятся. А перед соревнованиями мы проводим тесты, чтобы посмотреть, кто в каких кондициях находится. У кого лучший результат, на того и работаем затем на гонке. А не потому, что я по каким-то непонятным соображениям захотел сделать ставку на Божкова или Попка. Во главу угла у нас ставится спортивный принцип. Вообще, я не могу выделить кого-то одного,  доволен всей командой – и Соболем, Клименковым, которые помогали Стасу пробиться на подиум. Без них он не смог бы добиться таких показателей. Доволен и российским легионером Эдуардом Воргановым, который вместе со мной того же Божкова учил профессиональным секретам. Он не до конца ещё ими овладел и поверил в себя, что важно. В велоспорте мало иметь хороший ход, нужно ещё правильно вести гонку – знать, за кем сидеть на том или иному участке, чтобы спрятаться от ветра, когда выехать вперёд. И Ворганов помогал в этом Божкову.

Большая находка

— Эдуард сам, как говорил при заключении контракта, нацеливался на три-четыре победы, а в итоге записал в актив четыре вторых и два третьих места…

— Настраиваешься всегда на максимум. И, в принципе, в шести случаях, когда заезжал в тройке, он  был близок к цели. Хотя случались моменты, как, к примеру, на «Туре Мерсина», когда мог выиграть и Ворганов, и владевший майкой лидера Божков. И мы сделали ставку на Стаса, чтобы очки пошли в зачёт Беларуси. А Эдуарду я напомнил, что на этой гонке «в генерале» мы больше заинтересованы в Божкове, а он при желании может сразиться за викторию на этапе. Это внутренние правила, которые должны работать. Поэтому спортсмен так и поступил — попытался выиграть этап, однако финишировал вторым. Вообще отбирать майку у своих одноклубников, если они нормально себя чувствуют, не принято. На Ворганова же мы затем  работали на «Туре Азербайджана», который он закончил четвёртым. Эдуард останется в составе и на следующий сезон, опять же в большей степени для передачи опыта ребятам, а не для работы на свой результат. И я рад, что он соглашается учить наших ребят. Это большая находка, ведь чаще люди стремятся сами добиться успеха и лишь немногие способны пожертвовать собственными интересами.

— А насколько оправдал ожидания второй легионер – украинец Александр Головаш?

— В меньшей степени, с ним пришлось расстаться. Нынче он не подтвердил прошлогодние результаты. И не смог в нужные моменты в должной степени помочь белорусским гонщикам. Возможно, свою роль здесь сыграл второстепенный фактор. Александр в этом году стал отцом. И, судя по всему, находясь дома, не выполнял ту работу, которая позволяла выйти хотя бы на свой прежний уровень.

— Упомянутый выше Сергей Попок также провёл не самый яркий сезон, хотя одну победу и одержал…

— Да, нынче у него не всё получалось. Но это спорт. Вроде и форма была неплохая, но где-то удачи не хватало. Это уже довольно опытный гонщик. Ему не нужен помощник. Поэтому Сергей остаётся в клубе и, надеемся, аванс отработает.

Ставка оправдалась

— Минувшей весной вы открыли для себя Африку, причём настолько удачно, что организаторы габонской многодневки  «Ла Тропикале Амисса Бонго» на следующий год приглашения не прислали?

— Видимо, побоялись, что белорусы заберут все трофеи. Это сильная гонка – первой категории. А в африканском и азиатском регионах они почти ничем не отличаются от высшей категории. Поэтому хотелось бы вновь проехать эту многодневку, но ничего страшного – хватает и других соревнований в календаре.

— Команда проехала, причём не безуспешно, и гонку высшей категории – «Тур озера Цинхай»…

— Совершенно верно. На ней Божков оставил за собой этап. Это, бесспорно, успех. Но я бы не стал называть его самым ценным. Важнее то, как уже говорил, что команда выполнила программу на сезон.

— А какой из результатов дался тяжелее всего?

— Победа на «Гран-при Минска». Мы очень долго готовились к этой гонке. Когда ты выступаешь дома, все конкуренты едут против тебя. Нужно было целый день контролировать ситуацию, которая не раз менялась. Было очень сложно добиться желаемого, тем более с заранее известным джокером. Все ждали, что Попок сразится за победу. А мы ставку изначально делали на Королька, который и выиграл. Мало того, что он уезжал в отрыв, но я из «технички» остановил его, сказав, что нужно сидеть сзади и экономить силы для финиша, так и в заключительном спринте Евгений  поставил красивую точку. Для меня, как спортивного директора, все успехи ценные, но этот оказался особенно эмоциональным. Хотя и упомянутая виктория Божкова на китайской гонке высшей категории тоже очень запомнилась. Она особенно важна для наших китайских спонсоров. И второе место в групповой гонке на чемпионате страны Антона Ивашкина впечатлило.

— Почти всю вторую половину сезона вы гонялись в Поднебесной. Почему именно там?

— Во-первых, европейский календарь во второй половине сезона не такой обширный. Во-вторых, у нас есть китайские партнёры, перед которыми нужно выполнять свои обязательства. Тем более там нас ждут, размещают, то есть очень удобные условия.

— На чемпионате мира в Норвегии ни Божкову, ни Соболю не удалось закончить дистанцию. Не хватило опыта участия именно в таких гонках?

— Когда я участвовал в планетарных форумах, у меня был опыт выступления с этими спортсменами. Я был готов к их скоростям. А Божков с Соболем впервые попали в элитный пелетон, в котором что ни имя, то звезда. Ведь на чемпионат мира приезжают действительно все сильнейшие велосипедисты. Кроме того, это была гонка почти на 270 км. Хотя мы и закладывали такие объёмы в ходе подготовки, но одно дело – преодолеть их в тренировочном темпе и совсем другое – в соревновательном. Выступая в гонках преимущественно второй категории, иногда – первой, наши спортсмены не сталкивались со столь высокой интенсивностью. Поэтому и результат оказался таким. Но для клуба престижно уже то, что наши гонщики попали в число участников форума.

Основная цель — Евроигры

— Есть ли возможность включить в календарь следующего года больше европейских гонок первой категории?

— Дело в том, что участие в них требует куда больших вложений, которые клуб пока себе позволить не может. На эти гонки континентальные команды и добираться должны за свой счёт, и размещаться, и питаться. В Китае же другие правила – там приглашают, размещают и питают за счёт организаторов. Но и на них не так просто попасть, нужно постоянно показывать результат, быть конкурентоспособным.

— А удалось ли обзавестись новыми зарубежными спонсорами?

— Нам бы тех, что есть, удержать. Сейчас как раз ждём, что ответят партнёры. Хочется, конечно, улучшить хотя бы материально-техническое обеспечение – чтобы у спортсменов были и запасные части, и на чём ездить. В отличие от Протуровских команд, гонщики которых имеют по четыре-пять велосипедов, наши – по одному.

— Слышала, в следующем году команда усилится нашим опытным профессионалом Брониславом Самойловым, в последние несколько лет выступавшим за польскую CCC-Polsat-Polkowice?

— Да. С января он переходит в «Минск». Бронислав уже приступил к подготовке, в настоящий момент находится с командой на сборе в Крыму. Среди новобранцев также Василий Строков, который нынче выиграл этап на «Тур де л’Авенир» — молодёжном аналоге «Тур де Франс», и Николай Шумов. Точно останутся в составе Стас Божков, Сергей Попок, Костя Клименков, Женя Соболь, Антон Ивашкин, Эдуард Ворганов, Женя Королёк, Антон Музычкин. Рассматриваются также специалисты трека Рома Романов, Миша Шеметов и Рома Тишков. Если мне удастся договориться с итальянскими партнёрами, то добавится один их гонщик. Как я понял, они закрывают свою любительскую команду и готовы передать нам инвентарь, какие-то инструменты вместе с одним спортсменом.

— В прошлом году клуб почти договорился о переходе Ильи Кошевого…

— И нынче вели с ним переговоры. Однако он предпочёл остаться в итальянской проконтинентальной команде Wilier Triestina – Selle Italia, с которой уже, насколько знаю, начал подготовку.

— И планы на следующий сезон?

— Как минимум удержать ту же планку, а нынче мы заняли 38-е место в рейтинге UCI. Для сравнения: азербайджанский клуб в этом списке расположился на 34-й строчке, хотя у него, как вы понимаете, совсем другое финансирование, как и у российских «Локосфинкс» и «Газпром-Русвело», занявших соответственно 30-е и 31-е места. А основная цель – максимально подвести спортсменов к Европейским играм 2019 года, чтобы кто-то из них смог отобраться в сборную и достойно её представить. На мой взгляд, на нашей трассе шансов у моих парней побольше, чем у профессионалов, которые предпочитают пересечённый рельеф. Поэтому в следующем сезоне и будем стараться повысить их мастерство.

Календарь уже почти весь свёрстан. Гонок много. Начнём сезон в Эмиратах на «Туре Шарджа», на который уже получили приглашение. К нему, исходя из предыдущего сезона, готовятся Самойлов, Попок, Божков, Ворганов, и хочу подключить трековых гонщиков Королька и Романова. Но до последнего момента буду держать в запасе Соболя, Клименкова и Шумова.

Елена Данильченко, Спортивная панорама